Понизить репутацию пользователю за это сообщение?

Монеты России и СССР

Самара нумизмат - форум

В целях повышения безопасности учётных записей пользователей на форуме установлен срок действия пароля и ужесточены требования к сложности паролей.



Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Из истории Сообщение Добавлено: 27-09-2006 05:01:26 
2.3.3. Денежное обращение и реформа 1895 -1897 гг.
Одной из задач финансовой политики самодержавия, вытекавшей из необходимости буржуазного преобразования финансов и денежно-кредитной системы, было укрепление денежного обращения и восстановление размена. Однако первая попытка осуществить эту задачу, сделанная вслед за реформой 1862 г., закончилась, как мы видели, полным провалом. Царскому правительству пришлось дорогой ценой расплатиться за эту неудачу: на попытку проведения денежной реформы в 1862-1863 гг. не только была затрачена значительная часть полученного лондонского займа в 15 млн. ф. ст., но и некоторая доля накопленного металлического фонда. Последний сократился с 72 до 64 млн. руб.
Если сопоставить эту предельно скромную цифру с количеством обращавшихся в 1864 г. кредитных билетов (636 млн. руб.), то окажется, что металлическое покрытие составляло лишь около 10%. Таким образом, неуклюжая попытка министерства финансов провести денежную реформу в 1862-1863 гг. вызвала дальнейшее истощение золотого запаса. Курс кредитного рубля снизился с 94 коп. в 1863 до 83 коп. в 1864 г., 81 коп. в 1865 г. и 76 коп. в 1866 г.
Провал реформы, затеянной министром финансов Рейтер-ном, был обусловлен не только экономической и финансовой слабостью страны, но и крайней беспомощностью, финансовой безграмотностью царских чиновников. Неудача 1863 г. показала, что для осуществления реформы необходимы как достаточный металлический запас, так и укрепление государственного бюджета (ликвидация дефицитности), а также улучшение платежного баланса страны. Потребовался длительный - тридцатилетний - период, в течение которого самодержавию за счет невероятного усиления налогового гнета, форсированного экспорта и огромного возрастания государственной задолженности удалось, наконец, разрешить эти задачи.
В предшествующем параграфе уже показано, какими путями царское правительство добивалось бюджетного равновесия. Достигнутая при этом с конца 80-х годов ликвидация дефицитности относилась только к обыкновенному бюджету. Более детальные расчеты показывают, что самодержавию вплоть до конца XIX в. никак не удавалось строить железные дороги за счет своих бюджетных поступлений: для этой цели приходилось прибегать к заграничным займам. Кроме того, основой ликвидации дефицитности и образования бюджетных остатков послужили резкое повышение налогов и искусственное сокращение расходов.
Другим мероприятием, подготовившим денежную реформу, было накопление золотого запаса, необходимого для возобновления размена. За период с 1864 по 1876 г. золотой фонд вырос г 65 до 310 млн. руб. [138].
Такое увеличение достигалось как за счет добычи золота внутри страны, так и покупки его за границей. В течение 12 лет валютный фонд рос значительно быстрее, чем бумажноденежное обращение. В первой половине 70-х годов официальные финансовые и банковские круги и буржуазная печать подчеркивали укрепление денежной системы России. Действительно, курс кредитного рубля с 1866 по 1876 г. повысился с 76 до 85 коп.
Однако русско-турецкая война 1877-1878 гг. вызвала новый возврат бумажноденежной инфляции и наряду с этим сокращение разменного фонда. Война потребовала огромных (для масштаба царской России) расходов, превысивших миллиард рублей. Эти расходы только частично удалось покрыть за счет иностранных займов, опять пришлось пожертвовать частью металлического фонда, а также прибегнуть к новой эмиссии в 400 млн. кредитных рублей. В результате к 1879 г. в обращении было уже 1 152 млн. кредитных рублей, а металлическое обеспечение составляло только 204 млн. руб., или 17%. При этом курс бумажного рубля снизился до 63 золотых копеек. После русско-турецкой войны наступила длительная - двадцатилетняя - полоса восстановления и дальнейшего накопления золотого запаса, причем только в 90-х годах этот рост принял форсированный характер. За период с 1881 по 1890 г. золотой запас России увеличился с 291 до 372 млн. руб., а в последующие пять лет (с 1890 по 1895 г.) он вырос до 645 млн. руб. [139].
Вместе с тем царское правительство в начале 80-х годов стало на путь некоторого сокращения количества бумажных денег, выпущенных в обращение в течение русско-турецкой войны. За период с 1883 по 1885 г. было изъято и уничтожено кредитных билетов на 87 млн. руб. [140].
Однако не только ликвидация дефицита и накопление достаточного золотого запаса были необходимыми предварительными условиями денежной реформы. Чтобы укрепить рубль и восстановить золотой размен, следовало также уравновесить платежный баланс России. Без этого стране угрожала утечка золота за границу, и возобновление размена, если даже его удалось бы осуществить, оказалось бы временным и непрочным.
Известно, что отсталые аграрные страны обычно никак не могут достигнуть равновесия во взаимных платежах с зарубежными государствами. У отсталых стран активный торговый баланс чаще всего сочетается с пассивным платежным балансом.
Дореволюционная Россия представляла собой в этом отношении яркий пример. Ежегодные, все растущие платежи за границу в счет задолженности и в виде процентов по займам, расходы богатых путешественников за рубежом, прибыли по иностранным инвестициям в России могли покрываться в тот период государством только при условии превышения экспорта над импортом, новых займов либо тех и других, взятых вместе. Благодаря этому всемерное форсирование экспорта и одновременное ограничение импорта было лейтмотивом внешнеторговой политики самодержавия.
Вместе с тем стремление России к активному торговому балансу сталкивалось с другой, противоположной тенденцией. Относительно слабое развитие промышленности, особенно машиностроительной, заставляло импортировать в страну самые разнообразные изделия и товары, различные виды промышленного оборудования, станки и машины. Поэтому в течение 60-70-х годов царскому правительству не удалось достигнуть устойчивого превышения экспорта над импортом. За 20 лет торговый баланс 11 раз сводился с активным сальдо и 9 раз с пассивным. Общие итоги за 20 лет оказались неблагоприятными для России: вывоз был меньше ввоза на 56 млн. руб. [141].
К сожалению, в существующей экономической литературе не сделано сколько-нибудь исчерпывающих попыток подсчета платежного баланса дореволюционной России. Установить все статьи такого баланса в условиях господства стихийной капиталистической системы хозяйства было исключительно трудной задачей. Сделанные попытки подсчета платежного баланса России относятся лишь к ограниченному отрезку времени и являются грубоориентировочными [142].
Наиболее полный подсчет платежного баланса России за период с 1881 по 1913 г. сделан Т. Энгеевым в его работе "О платежном балансе дореволюционной России" ("Вестник финансов" № 5 за 1928 г.). Эта работа, основанная как на обобщенных данных предшествующей литературы, так и на самостоятельных расчетах автора, дает сравнительно ясную картину развития платежного баланса царской России с 80-х. годов XIX в.
Но и в ней далеко не все цифры можно признать достаточно точными. Как указывает сам автор, многие из приведенных им показателей основаны на экспертных оценках и носят приблизительный характер.
Более точные данные имеются о внешнеторговом балансе России. Из них следует, что устойчивый перевес экспорта над импортом в стране сложился только с середины 80-х годов XIX в.
Годы В млн. руб. Годы В млн. руб.
1885 104 1891 328
1886 46 1892 72
1887 224 1893 136
1888 393 1894 209
1889 314 1895 149
1890 277 1896 99
Таким образом, проводимая Вышнеградским - Витте политика искусственного форсирования экспорта привела к значительному превышению его над импортом. Путем усиленного выколачивания податей в осенние месяцы министерство финансов заставляло крестьян продавать хлеб по наиболее низким сезонным ценам. Установленные же дифференцированные железнодорожные тарифы сделали рентабельной перевозку хлеба из отдаленнейших уголков страны к портам. Политика форсирования экспорта, выраженная в завоевавшем себе печальную известность лозунге Вышнеградского "Недоедим, а вывезем", истощала жизненные силы страны. Так создалось накопление необходимых золотых запасов.
Весьма характерно, что в год страшного бедствия, разразившегося над страной, в период губительного неурожая 1891 г., когда тысячи крестьян умирали от голода, торговый баланс России был сведен с активным сальдо в 328 млн. руб. Только ценой разорения широких народных масс царское правительство сумело добиться систематического превышения экспорта над импортом и таким путем уравновесить свои международные расчеты.
В работе Энгеева приведены следующие суммарные данные о развитии платежного баланса России до денежной реформы Витте и в последовавший за ней период.
Платежный баланс России за 1881-1897 гг.[144] (в млн. руб.)
Актив
Поступление по экспорту 10 775
Инвестиции иностранных капиталов:
а) в промышленные предприятия 200
б) в частное железнодорожное строительство 550
Государственные займы 1 050
Прочие поступления 125
Всего:12 700
Пассив
Платежи по импорту 8 140
Выплачено за границу процентов и дивидендов 2 900
Расходы русских за границей 1 100
Выкуп ценных бумаг кредитных учреждений 100
Прочие расходы 187
Увеличение золотого фонда 273
Всего12 700
Из этих показателей следует, что за 16 лет (с 1881 по 1897 г.) общее превышение русского экспорта над импортом составило 2 635 млн. руб. Эта наиболее крупная статья актива платежного баланса не могла, однако, покрыть важнейшие статьи пассивной части баланса: очередные взносы и процент по займам, а также расходы богатых туристов за границей. Указанные затраты определены Энгеевым в 4 млрд. руб. Следовательно, общие итоги платежного баланса за шестнадцатилетие были бы крайне неблагоприятными, если бы царское правительство постоянно не уравновешивало его за счет так называемых кредитных статей.
Из таблицы, приведенной Энгеевым, видно, что за 16 лет в промышленность и железнодорожное строительство было привлечено иностранных капиталов на 750 млн. руб. и заключено займов на сумму в 1 050 млн. руб. За счет этих поступлений удалось не только заполнить образовавшуюся в платежном балансе брешь, но и добиться общего активного сальдо в 273 млн. руб.
Таблица показывает, что накануне проведения денежной реформы активность платежного баланса России была достигнута исключительно за счет займов. Необходимость последних, таким образом, вытекала не только из ограниченности бюджетных средств, которые не могли покрыть все необходимые расходы страны, но также из стремления уравновесить ее платежный баланс и спасти русскую валюту от полного краха. Государственный долг России в течение 80-90-х годов непрерывно возрастал, составив к 1897 г. огромную сумму в 6 735 млн. руб.
Необходимость использования займов, как уже указывалось, была ахиллесовой пятой царской России. Растущая задолженность непрерывно повышала расходы на покрытие процентов и очередных платежей по займам, а это в свою очередь осложняло платежный баланс России и приводило к новым займам.
Инфляционисты из помещичьего лагеря, резко критиковавшие денежную реформу Витте, подчеркивали, что задолженность России, вытекавшая из стремления накопить золотой запас, усиливает кабальную зависимость страны от иностранцев. Но, критикуя кредитную политику самодержавия в период проведения денежной реформы, реакционные публицисты благоразумно умалчивали о том, что задолженность России отнюдь не определялась только стремлением накопить золотой запас. Как видно из приведенной выше таблицы, за период с 1887 по 1897 г. в страну было ввезено золота на сумму в 273 млн. руб., а заключено новых займов на 1 050 млн. руб. Следовательно, если бы царское правительство отказалось от приобретения золота за границей, необходимость прибегать к займам все равно сохранилась бы. Она вытекала из экономической и финансовой слабости страны. Политика накопления золотого запаса только усиливала эту необходимость в заключении новых и новых займов.
Другим источником накопления золотого запаса России была растущая добыча золота внутри страны. За период с 1881 по 1897 г. в России было добыто золота на сумму в 450 млн. руб. Значительная часть этого золота была скуплена государственным банком для пополнения металлического фонда.
Помимо бюджетного равновесия и накопления золотого запаса внутри страны, подготовка к денежной реформе выразилась также в постепенном внедрении золота в денежное обращение. Эта задача выдвигалась финансовыми деятелями самодержавия еще с 70-х годов XIX в. В ноябре 1876 г. было утверждено и начало проводиться положение комитета министров о взимании таможенной пошлины в золотой валюте. В 1877 г. была опубликована работа Н. X. Бунге "О восстановлении металлического обращения в России". Он утверждал, что восстановить размен возможно лишь тогда, когда в обращение внедрены металлические деньги, которые постепенно вытесняют кредитные билеты.
Вторым необходимым предварительным условием для осуществления реформы была, по мнению Бунге, устойчивость вексельного курса, прекращение колебаний курса бумажного рубля: "Главная задача регулирования и устройства денежной системы должна состоять в установлении такого порядка, при котором монета могла бы сделаться снова орудием как долгосрочных, так и краткосрочных сделок, платежным средством в пределах внутренних кредитных оборотов" [145].
Для осуществления этой задачи Бунге предлагал провести следующие мероприятия: а) разрешить казначейству принимать звонкую монету в уплату налогов и сборов по существующему курсу; б) разрешить частным лицам сделки с золотом; в) установить прием металлических вкладов государственным банком.
Программа Бунге была воспринята далеко не всеми группировками правящих кругов. Форсирование денежной реформы было отнюдь не в интересах помещиков, боровшихся за сохранение бумажноденежного обращения и обесценение бумажного рубля. Инфляция давала возможность землевладельцам оплачивать обесцененными бумажными рублями свою задолженность государству, накопившуюся в течение ряда десятилетий. С 1866 по 1876 г. долги помещиков, получивших ссуды в дореформенных кредитных установлениях, уменьшились с 279 до 79 млн. руб., т. е. на 200 млн. руб. [146].
С другой стороны, бумажноденежное обращение было выгодно помещикам как экспортерам хлеба и сельскохозяйственных продуктов. Они наживались на разнице в курсе на русские кредитные билеты за границей и внутри страны. В силу этих соображений дворянство боролось за сохранение бумажноденежной системы и всячески затягивало подготовку денежной реформы. Правительство не приняло проекта Бунге.
Начавшаяся русско-турецкая война не только приостановила подготовку к денежной реформе, но и вызвала дальнейшее развитие бумажноденежной инфляции и значительное падение курса рубля.
Новую попытку осуществить разработанный проект внедрения золота в обращение Бунге сделал уже после назначения его министром финансов. В конце 1882 г. он представил в комитет финансов записку о разрешении сделок на монету с обязательным приемом кредитных билетов по курсу дня. Но комитет финансов счел эту меру "преждевременной" и предложил отложить ее до тех пор, пока будет достигнут благоприятный для России платежный баланс и исключена будет возможность отлива золота за границу.
В 1887 г. комитет финансов вынес специальное решение о стабилизации курса бумажного рубля на существующем уровне. Тем самым был предрешен вопрос о характере будущей денежной реформы. Царское правительство, таким образом, решило провести девальвацию. Накопив большой запас золота, правительство с начала 90-х годов сумело, широко применяя метод валютной интервенции на русской и иностранных биржах, добиться стабилизации курса рубля на определенном уровне. К моменту объявления реформы курс бумажного рубля равнялся приблизительно 66 коп. золота. На этом уровне и была проведена девальвация.
Накануне реформы министерство финансов стало на путь внедрения золота в обращение. Вопрос этот был окончательно решен в 1895 г. по предложению Витте. Государственный банк начал принимать вклады золотом и выпускать взамен этого депозитные квитанции разного достоинства. Золотая монета принимались в уплату различных налогов и расчетов с железными дорогами, затем были разрешены и коммерческие сделки с золотом. Депозитные квитанции Госбанка принимались в уплату казенных платежей наравне с золотом.
После длительной подготовки денежная реформа была, наконец, проведена. В отличие от прежних реформ Витте изменил золотое содержание рубля, уменьшил масштаб цен вместо того, чтобы провести саму операцию размена по пониженному курсу. Существовавшие до реформы десятирублевые золотые монеты были превращены в пятнадцатирублевые империалы, а пятирублевые - в полуимпериалы, или 7 руб. 50 коп. Другими словами, вес чистого золота в одном рубле был понижен на 1/3 (с 26,1 до 17,4 доли чистого золота). Впоследствии в обращение вновь были выпущены десятирублевые и пятирублевые золотые монеты с соответственно пониженным весом.
Следовательно, девальвация, проведенная Витте, носила скрытый характер. Это позволило сравнительно безболезненно осуществить реформу. Ввиду того, что золотой рубль был приспособлен к курсу бумажного рубля, реформа не вызвала обычного после девальвации всеобщего изменения товарных цен.
Эмиссия новых кредитных билетов была возложена на государственный банк. По закону от 29 августа 1897 г. государственному банку разрешался выпуск кредитных билетов на сумму в 600 млн. руб., причем золотое покрытие должно было составлять не менее половины всей суммы. Что касается дополнительной эмиссии сверх 600 млн. руб., то она должна была иметь стопроцентное золотое обеспечение.
Денежная реформа Витте установила в России систему золотого монометаллизма, которая к концу XIX в. была господствующей во всем капиталистическом мире. За серебром была сохранена лишь роль разменной монеты. Реформа Витте была подготовлена всем предшествовавшим экономическим развитием России. Интересы развивавшегося в стране капитализма, задача привлечения иностранного капитала требовали упорядочения денежной системы. Поэтому борьба дворян-консерваторов за сохранение бумажноденежного обращения не могла в конечном счете не закончиться полным провалом.
Финансовые мероприятия Витте наиболее ярко отражали политику приспособления царизма к запросам развивавшегося капитализма. Будучи убежденным монархистом и стремясь сохранить неприкосновенность самодержавной власти, Витте больше всех своих предшественников способствовал обогащению крупной буржуазии, его деятельность наглядно свидетельствовала о существовавшем в России XX в. союзе помещиков-крепостников с магнатами капитала.
Восстановление золотого обращения и поддержание устойчивого денежного обращения вплоть до первой мировой войны 1914-1917 гг. были куплены царским правительством дорогой ценой - непрерывным возрастанием государственной задолженности России. Кроме того, денежная система страны после проведенной Витте девальвации оказалась исключительно дорогой и неэластичной. В экономической литературе уже неоднократно указывалось, что русские кредитные билеты, по существу, являлись не банкнотами, а золотыми сертификатами. Выпуск этих билетов не был связан с развитием банковского кредита, он обеспечивался огромным золотым фондом, который лежал мертвым грузом в подвалах государственного банка.
Такая дорогостоящая денежная система была для царского правительства в значительной степени вынужденной: она вытекала из необходимости поднять кредитоспособность страны на международной бирже. Золотой блеск громадного металлического запаса должен был создать у иностранных кредиторов представление о якобы особой финансовой устойчивости самодержавия. Между тем высокое золотое покрытие не могло, разумеется, устранить внутренней слабости финансовой и денежной системы царской России.
Весьма характерно то обстоятельство, что многие представители правящих кругов и дворянские публицисты отнюдь не были уверены в успехе проводимой Витте девальвации. Они опасались, как бы возможный провал реформы полностью не подорвал престижа 'самодержавия. С данной точки зрения весьма характерно доверительное письмо редактора субсидируемой правительством газеты "Новое время" А. Суворина министру финансов Витте, датированное мартом 1896 г. Этот черносотенный публицист информировал царского министра о настроениях различных слоев населения и слухах, связанных с денежной реформой. Суворин высказывал сомнение в устойчивости преобразованной денежной системы: "Со своей стороны, - писал Суворин, - я удивляюсь Вашей уверенности в твердости курса при новом рубле. Я так много жил и видел столько перемен, что мне не верится в твердость даже планеты нашей, не говоря уже о Петербурге" [147].


Вернуться к началу
   
Магазин услуг для темы Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  

Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: