Понизить репутацию пользователю за это сообщение?

Монеты России и СССР

Самара нумизмат - форум

В целях повышения безопасности учётных записей пользователей на форуме установлен срок действия пароля и ужесточены требования к сложности паролей.



Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
Не в сети
Монеты в обрядах, суевериях, приметах народов России Сообщение Добавлено: 27-05-2010 23:20:02 
Аватара пользователя
Пользователь заблокирован
Зарегистрирован: 13-01-2010 10:35:33
Сообщения: 1964
Город: Поволжье
Пол: Мужской
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Беру на себя смелость создать эту тему, в которой предлагаю уважаемым форумчанам, которых интересует не только фактическая, материальная сущность монеты, выкладывать найденные материалы, обсуждать их, строить версии происхождения тех или иных обрядов и суеверий, связанных с монетами. Наверняка нет обобщенного и проанализированного труда по этой теме. А кому как ни нумизматам понять и раскрыть истинную ценность монеты для наших предков, которые любовно делали насечки на монетах, изготавливали из них подвески и мониста, делали обереги, придумывали орлянку и клёк.

_________________
Я не самый добрый человек на свете. Но скоро я убью всех, кто добрее и стану самым добрым!


Вернуться к началу
  Профиль  
REPUTATION_VIEW_POST_VOTES Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 27-05-2010 23:27:05 
Аватара пользователя
Пользователь заблокирован
Зарегистрирован: 13-01-2010 10:35:33
Сообщения: 1964
Город: Поволжье
Пол: Мужской
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Начну выкладывать материалы по мере обнаружения.
Сегодня, например, попались старинные Пасхальные приметы, связанные с монетами:

"Еще на Пасху встречали Солнце... мало кто не слышал, что на Пасху солнышко играет...
Старушки при появлении солнца умывались с золота, серебра и красного яйца 'в надежде разбогатеть и помолодеть', а девушки - чтобы быть румяными и красивыми"

"Игроки в карты, отправляясь на праздничную службу, клали в сапог монету, в уверенности, что это принесет им крупный выигрыш."

"В праздничную пасхальную службу, утверждала народная молва, можно заполучить даже и чудесную 'неразменную' монету, которая будет всегда возвращаться к хозяину. В некоторых местах верили, к примеру, что если в Светлую заутреню стать в уголке церкви, держать в левой руке серебряную монету и на первое приветствие священника: 'Христос Воскресе!' вместо 'Воистину Воскресе!' сказать: 'Антмоз маго', то монета получит чудесную силу: она будет возвращаться к хозяину даже из воды или огня, а тем более из чужих карманов; если же бросить ее в другие (чужие) деньги, то она приведет за собой все окружавшие ее монеты.

В Западной Сибири, чтобы достать рубль, обладающий свойствами всегда возвращаться к своему владельцу, если хотя бы копейка от него сохранилась в кармане, стоило немало потрудиться.

Прежде всего для этого надо было запастись черной кошкой. Это считалось не таким простым делом, так как, по мнению крестьян, нечистый имел обыкновение забирать к себе всех черных кошек сразу же после их появления на свет. Поэтому желающий заполучить неразменный рубль должен был следить за какой-нибудь беременной кошкой, и если у нее появлялся черный, без единого белого волоска, котенок, его надо было взять в руки, так как, если кошка побывала в руках человека, нечистый уже не сможет воспользоваться ею.

В Пасхальную заутреню с этой кошкой надо было пойти к церкви и, встав на паперти, дождаться, когда священник после обхода храма с крестным ходом вновь подойдет к церковным дверям и возгласит: «Христос Воскрес». В этот момент следовало трижды ответить ему: «У меня черная кошка есть».

Тогда, по поверью крестьян, к обладателю кошки обязательно явился бы нечистый и начал требовать кошку, обещая за нее всякие блага. От всего предложенного надо отказаться и требовать только неразменный рубль.

Получив желаемое, следовало как можно скорее уходить из церкви, запасшись зажженной пасхальной свечой. Последнюю нужно было нести бережно, чтобы она не погасла до дома и поставить ее в передний угол под стол, закрыть двери и окропить все святой водой.

Эти предосторожности должны были защитить человека от нечистого, который непременно погнался бы, чтобы отнять рубль. Для того, чтобы дольше задержать нечистого, прежде, чем нести кошку в церковь, ее советовали перевязать веревкой с множеством крестообразных узлов, развязывая которые нечистый, упустил бы время, а обладатель рубля успел бы добежать до дома и принять меры.

Неразменный рубль можно было заполучить в пасхальную ночь и другим способом. Вместо того, чтобы идти в церковь, человек должен был отправиться в полночь на перекресток, захватив с собой ту же черную кошку или нитку с узлами. В народе верили, что в это время на перекрестках собираются черти и делят неразменный рубль. Поговаривали, что надо кинуть им кошку или нитку и, схватив рубль, бежать, не оглядываясь. Если черти успеют развязать узлы или разорвут кошку раньше, чем беглец скроется из виду, они его догонят, и тогда ему не поздоровится.

Считалось, что заполучивший неразменный рубль человек может им пользоваться только до тех пор, пока кто-либо не опознает этот рубль среди других денег. А узнать его считалось возможным по тому, что он всегда «шевелится», «имеет трепетание как живой». Чтобы рубль прекратил свое хождение по свету, не вернулся к хозяину и не увел за собой другие деньги, его надо было проткнуть иголкой или насадить на проволоку."

"Заговор от бедности

Читают перед Пасхой, в семь вечера по закату на монету, которую зашивают в своей одежде на кладбище и носят с собой.
«Купец несет злат,
и как этот купец богатству и удаче сват и брат,
так и я, раб Божий (имя),
по /задницу/ не в г...не, а в злате и серебре.
Аминь».

"- если в Великий четверг, когда звонит последний раз колокол, звенеть монетами, у тебя всегда будут деньги;
- если вечером Великой пятницы хорошо поискать в лесах, на развалинах замков и в других заброшенных местах, можно найти клад;
- если на Пасху вшить в подол бархатной куртки серебряную монету, то это может принести вам долгожданное замужество, при этом брак будет долгим, прочным и благополучным."

"...в некоторых русских деревнях в дни празднования Пасхи за иконы клали крашеные яйца, свечи и мелочь - чтоб весь год везло, и не было никакого убытка."

Как видим, в этой подборке примет монета выступает олицетворением именно материальных благ. Причем одна монета посредством определенных ритуалов обретает способность притягивать другие монеты.

С другой стороны, девушки на Пасху умывались с золотых и серебряных монет, дабы сохранить красоту и молодость. Зашитая на Пасху в одежду серебряная монета помогала быстро и удачно выйти замуж. Прослеживается связь монеты и общего, не обязательно материального, благополучия - красоты, молодости, для девушек - мужского внимания.

_________________
Я не самый добрый человек на свете. Но скоро я убью всех, кто добрее и стану самым добрым!


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 13:42:16 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05-12-2009 10:04:00
Сообщения: 5903
Город: ТамбовЪ
Пол: Мужской
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 23,00 Lv (5 раз.)
Имя: 13
интересно

_________________
ПРОДАЖА БОНН со всего света
СОЧИ листами и россыпью - 7 разных видов монет.
Возможен обмен

ЧТИ ПРЕДКОВ СВОИХ,
ЖИВИ ПО СОВЕСТИ И В ЛАДУ С ПРИРОДОЙ,
ЕСЛИ ИЩЕШЬ ВЫСШЕГО ЗНАНИЯ, ТО ПОЗНАЙ СЕБЯ


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 14:13:09 
Аватара пользователя
Пользователь заблокирован
Зарегистрирован: 13-01-2010 10:35:33
Сообщения: 1964
Город: Поволжье
Пол: Мужской
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Еще про неразменный рубль.

"Искатель неразменного рубля идет на базар, не говоря ни с кем и не оглядываясь назад, и покупает там гусака, с первого запроса, без всякого торга. Принесши его домой, он так сдавливает ему шею, что гусак задыхается, кладет неочищенного в печь и жарит до полуночи. В 12 часов ночи вынимает из печи и идет с ним на развилину дорожную. Там он должен говорить: "Купите у меня гусака, дайте за него рубль серебряный". В это время нечистая сила является в виде покупателей, с предложением разной цены. Искатель должен быть тверд, а иначе его задавит нечистая сила. Когда же является покупатель за серебряный рубль, то он должен ему продавать. Получивший желаемый рубль должен идти прямо домой, не оглядываясь, и ни с кем не говорить. В это время нечистая сила, желая возвратить рубль, кричит за ним вслед: "Ты обманул нас! Твой гусак мертвый! Зачем же оторвал ему голову, уверяя, что он живой?" Искатель не должен слушать таких рассказов; он обязан скорее бежать от нечистой силы. Если он обернется или будет говорить с нею, то рубль исчезнет из его рук, а он сам очутится в болоте по горло. Когда же возвратится целым в дом, тогда этот рубль будет его продовольствовать всю жизнь. Знахари советуют таким обладателям никогда не брать сдачи при покупке вещей; а иначе рубль погибнет. Когда они покупают, то будто нечистая сила влезает в купца и дает сдачи, хотя бы не следовало ничего. Только этот рубль никогда не заживается долго: рано или поздно нечистая сила обольстит обладателя, и тогда вместо рубля открывается черепок глиняный. В другой же раз неразменный рубль не дается в руки".

Не совсем понял вот такую примету (в плане физики):

БРОСАНИЕ МОНЕТЫ В ВОДУ
Чашу или таз наполняют водою и потом берут мелкую монету, которая была бы самая тоненькая и, подняв монету довольно высоко, опускают ребром в воду. Брошенная таким образом монета, встретив сопротивление в сосуде, выскакивает из него и падает на землю, и тогда она означает, что о чем было загадано, то сбудется непременно. При бросании монеты только должно загадывать о том, что сбудется или не сбудется. Если брошенная ребром монета перевернется и ударится плашмя, то она потонет, и тогда означает, что загаданное не сбудется. Многие так верят этому, что во всякое время прибегают к сему способу загадывания; но такое загадывание преимущественно имеет силу накануне нового года.

_________________
Я не самый добрый человек на свете. Но скоро я убью всех, кто добрее и стану самым добрым!


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 14:24:54 
Аватара пользователя
Пользователь заблокирован
Зарегистрирован: 13-01-2010 10:35:33
Сообщения: 1964
Город: Поволжье
Пол: Мужской
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
МОНЕТЫ В ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ

"Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды. "

"Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле" (Федорова). Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете."

_________________
Я не самый добрый человек на свете. Но скоро я убью всех, кто добрее и стану самым добрым!


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 15:03:39 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-04-2008 20:46:22
Сообщения: 2499
Город: Санкт-Петербург
Пол: Мужской
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1,00 Lv (1 раз.)
Имя: Николай
Тема: Россия с 1921, иностранный биметалл
Внесу свой небольшой вклад в тему...

Деньги помогают уберечь человека от сглаза, от действия темных сил. Дети, тем более новорожденные, особенно уязвимы всевозможным опасностям. Поэтому чертей отвлекают, предлагая им взамен золото. Кровь, волосы и зубы всегда представляли интерес для колдунов и нечистой силы, с их помощью можно влиять на жизнь человека, так что многие бытовые действия (например, стрижка или лечение болезни) требуют исполнения магических отвращающих обрядов. Народ советует заранее откупиться монетами от опасности негативного влияния. Заодно можно попробовать купить за золото удачу.

- Во время "застрижки" ребёнка во время крещения крестные отец и мать берут ножницы и выстригают ему крестообразно волосы, а на тарелку ему кладут деньги.

- При первом посещении роженицы гости дарят ей и новорожденному деньги и желают ей счастья и здоровья. Деньги кладут в горшок с зерном или под пироги, посылаемые роженице на блюде.

- Деньги кладут ребенку в пеленки, когда несут его крестить, и в его первую купель, чтобы он был здоров и богат.

- Деньги дарят ребенку на зубок (при появлении первого зуба), чтобы обеспечить ему богатство и успех.

- Деньгами награждают повитуху. На крестинах повитуха варит кашу и в конце крестинного обеда выносит гостям горшок. Гости по очереди кладут на кашу деньги (это называется продавать кашу). Тот, кто дал больше денег, разбивает горшок. Во время крестинного обеда роженице тоже дарят деньги, желая ей при этом крепкого здоровья.

_________________
Пока мы едины - мы непобедимы!!!


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 15:09:15 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-07-2009 12:54:17
Сообщения: 31400
Город: Ростов-на-Дону
Пол: Мужской
Благодарил (а): 854,00 Lv (62 раз.)
Поблагодарили: 312,00 Lv (33 раз.)
Имя: Денис
Тема: медь РИ
Ну тогда давайте еще вспомним, про пять копеек в обувь "под каблук", когда идешь на экзамен. Кстати, мелкие монеты, которыми нас осыпали на свадьбу, у нас до сих пор храняться в "красном углу" для укрепления семейного счастья.


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 15:42:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-07-2009 12:54:17
Сообщения: 31400
Город: Ростов-на-Дону
Пол: Мужской
Благодарил (а): 854,00 Lv (62 раз.)
Поблагодарили: 312,00 Lv (33 раз.)
Имя: Денис
Тема: медь РИ
Из обряда сватовства:
Сваха со стороны жениха:
- Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, все при тебе останется. Там я бросала тебе деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были бедные, еще есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот возьми денежку бумажную, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 15:57:08 
Аватара пользователя
Пользователь заблокирован
Зарегистрирован: 13-01-2010 10:35:33
Сообщения: 1964
Город: Поволжье
Пол: Мужской
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
ndg писал(а):
Из обряда сватовства:
Сваха со стороны жениха:
- Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, все при тебе останется. Там я бросала тебе деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были бедные, еще есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот возьми денежку бумажную, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной

Любопытные ассоциации!

_________________
Я не самый добрый человек на свете. Но скоро я убью всех, кто добрее и стану самым добрым!


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Не в сети
Сообщение Добавлено: 28-05-2010 17:33:05 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-02-2010 03:02:22
Сообщения: 5215
Город: Нижний Новгород
Пол: Женский
Благодарил (а): 51,00 Lv (6 раз.)
Поблагодарили: 11,00 Lv (2 раз.)
Имя: galin@
Про неразменный рубль и кошку это немного перебор, а вот эти обычаи мне нравятся.Старшему поколению известна такая портняжная традиция: в угол полы нового пальто портной клал серебряный рубль, который служил, с одной стороны, как бы на счастье, а с другой - чтобы пальто лучше «сидело», так как тяжелый рубль оттягивал полу...

Степан всегда считался в народе покровителем лошадей. Многие крестьяне поили в этот день лошадей через серебро. Искупав лошадей, они приводили их к студенцам (ключам в лесу), бросали в воду мелкую серебряную монету и потом поили лошадей из шапки, где также лежит монета. От этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, «приходят в милость» у домового. Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями :wink: . Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну и была неразменной даже в самые трудные времена.

И еще несколько обычаев, тесно связанных с использованием монет.
Польский писатель Мейерберг описывает интересный обычай, который «требовал», чтобы все подносили какой-нибудь подарок родильнице. В качестве примера он рассказывает о подарках, поднесенных в Смоленске жене Петра Долгорукого, которая недавно разрешилась от бремени. Князь Одоевский «с приличною щедростью подарил ей один золотой, а товарищ его 30 серебряных копеек, которые не составляют по весу и полуталера на наши деньги»,

Традиционно на Руси большую роль играли монеты в свадебных обрядах. Над этим вопросом работал академик Н. П. Лихачев, который написал интересную статью, рассказывающую о пенязях великокняжеских и царских свадеб. В «Чине свадьбы царя Михаила Федоровича» 5 февраля 1625 г. можно прочитать о любопытном обычае: «…да на короваях же нашиты были сверху по три-десять пенязей серебряных, золочены: с одной стороны золоченой и чеканной, а с другой стороны белой и гладкой… а положено было в мису на три угла хмелю, да тридевять соболей, да тридевять платков золотных, участковых, длина пять вершков, а ширина поларшина, да тридевять белок, да 18 пенязей золоченых, да 9 золотых угорских». Вот как выглядело обручение Лжедмитрия I с Мариной Мнишек 20 ноября 1605 г., если верить описаниям Ганса Георга Паерле: «Перед началом обряда московский посол подарил невесте 6 связок соболей, несколько связок мехов чернолисьих, рысьих и выдровых, 15 золотых монет». А 8 мая 1606 г. состоялись одновременно две церемонии: свадьбы Лжедмитрия и Марины и коронации. До наших дней дошли дневники, написанные якобы самой Мариной. Весьма подробно, в деталях она описывает обряд, но при этом основное внимание уделяет нарядам, драгоценностям как истинная женщина. Но один русский обычай явно потряс Марину, его подробное описание можно найти в ее дневнике: «При выходе из церкви бросали народу деньги; русские дрались за них палками… Подходя к полякам, Дмитрий заметил толпу знатных панов и приказал бросить между ними несколько португальских червонцев, к коим, однако, никто из них не притронулся; даже когда два червонца упали одному пану на шляпу, он сбросил их. Русские же кидались за деньгами и производили тесноту; царь, видя сие, не велел более бросать монеты».
Более подробным этот обряд выглядит в описании Исаака Массы, голландского купца, присутствовавшего на свадьбе Марины и Лжедмитрия: «Дьяк Богдан Сутулов, Афанасий Власьев и Шуйский по многу раз полными горстьми бросали золото по пути, по коему шествовал царь, державший за руку свою супругу… Золото было самое лучшее, от монет величиною в талер и до самых маленьких в пфенниг».
Обычай выкупа невесты, широко распространенный и в наши дни, был очень популярен в некоторых местностях в дореволюционное время. Согласно этому свадебному обряду (так проводили этот обряд в стародавние времена) дружка жениха «вынимает из кармана несколько мелких денег, кладет на деревянную тарелку и ставит на ней чарку водки», тем самым он как бы платит выкуп родственникам невесты. С. М. Соловьев объясняет этот обычай как отголосок древнейшей традиции покупки невесты и более поздней платы за вывод и выводной куницей.
И еще один древний обряд — обряд разувания. По одной из древнейших традиций жена перед первой брачной ночью снимала с мужа сапоги. Это символизировало ее покорность. В одном из сапог прятали монету. Если жена снимала первым как раз сапог с монетой, то семейная ее жизнь обещала быть особенно счастливой: любовь мужа и большое потомство сулила ей подобная находка.
Подносили монеты не только во время проведения различных обрядов, украшая иконы монетами, также словно бы подносили их в дар… изображенным на иконах святым. Этот обычай пришел из глубокой древности. На Руси подобные привески к иконам стали называться цатами. Слово цата как раз и значит «украшение», «монета». Существует множество примеров такого использования монет и даже легенд и преданий, связанных с иконами, монетами и чудесами (во время пожара в церкви икона Богоматери не сгорает, лишь монетки, поднесенные ей в дар, вплавляются в изображение и т. п.).
В языческие времена подносили монеты другим божествам. В частности, общеизвестно, что очень многие клады лежат под камнями. К примеру, найденный в 1868 г. в Муроме значительный клад, состоящий из куфических монет в основном X в., был спрятан под большим известняковым камнем. Многочисленна информация о находках монет под камнями в Виленской, Псковской, Херсонской, Новгородской губерниях, на берегу Днепра и т. д. Конечно, вполне вероятно, что камень был всего лишь приметной деталью, по которой можно бы было найти клад в дальнейшем. Но этнографы утверждают: дело совсем в другом! Просто язычники поклонялись камням в этих губерниях, принося им в жертву холст, лен, шерсть и деньги.
Восточные славяне поклонялись также озерам и источникам. Поэтому первоначально им, видимо, приносили жертвы, а позднее бросали в них монеты, отдавали на хранение клады (они в большом количестве найдены в реках Днепр, Свислочь, Полисть, Волга, в озерах, ручьях). Именно об этом свидетельствуют русские и украинские предания, летописи и древнерусские сочинения XI-XII вв.
Иногда древние славяне почитали и приносили жертвы, видимо, также деревьям, поскольку очень часты находки монет под деревьями или остатками деревьев. Жертвы камням и озерам принято приносить и у древних саами (лопарей, т. е. лапландцев).
Весьма часто в литературе можно встретить упоминания об использовании монет как дара, «поминка», а иногда (довольно часто!) как подарка-взятки.Вот, например, княгиня Ольга в Царьграде неоднократно получает дары монетами, как свидетельствуют летописи, которые к тому же лежат на «золотом блюдце», а «золота козна», упоминаемая в былинном эпосе, которая дает возможность князю Владимиру делать щедрые дары богатырям, по большей части состоит из монет и слитков. В 70-х гг. XV в. Иван III был неоднократно одарен новгородцами, получив от них огромное количество «поминков». Интересно, что дар был столь велик, что в нем было не менее 250 корабельников (так на Руси называли английские золотые нобли и их подражания). Но псковичи превзошли своих соседей. Примерно в то же время они подарили государю 800 корабельников.
Обращаются псковичи с дарами, однако, и к полякам. В 1480 г. они жалуются польскому королю Казимиру IV Ягеллончику на нападение ливонских рыцарей. За помощь (которой они ожидали) посылают «поминки» от Пскова: «Королю пять рублев. Посадник Василий от себя дал королю рубль, Юрьи от себе дал полтину королю. Королевичам дали Василий и Юрьи по полтине, а всего того 16 полтин. Королеве от Пскова рубль, а посадник дал полтину, а Юрьи золотой угорский».
В середине XVI в. великому московскому князю из Новгорода вновь присылают «поминки», на сей раз значительное количество золотых монет. Интересно, что подобный обмен подарками («поминками») был разновидностью средневековой торговли, товарообмена.
Капитан Маржерет таким образом увидел подготовку к празднованию Пасхи на Руси: золотые монеты «поднимаются в цене за несколько дней до Пасхи, так как в это время и неделю после Пасхи они (русские) по обычаю навещают друг друга с красными яйцами и целуются, как мы упомянули выше, но, отправляясь навещать знатных и тех, в ком нуждаются, подносят вместе с яйцом какую-нибудь драгоценную вещь — жемчуг или несколько дукатов».
Иоганн Филипп Кильбургер, побывавший в Москве уже в XVIII в. (т. е. лет через 70 после предыдущего автора), тоже отмечает повышение цены дукатов перед Пасхой, «потому что тогда всякий, кто имеет какое-нибудь дело при дворе и в приказах, приносит знатным и самым главным в упомянутых приказах дукаты или в коробочке, или в бумажке вместе с пасхальным яйцом и пасхальным приветствием…». Понятно, что на Руси в XVII —XVIII вв. использовали любой праздник, в том числе и Пасху, как прекрасную возможность дать взятку (под видом подарка к празднику). На Руси давали взятки, конечно, не только по праздникам, но в других случаях не было возможности «подмазать дело» столь безбоязненно и откровенно.
На Руси, как и в других странах, часто чеканились специальные монеты, которые были нужны именно для коронационных торжеств. Об этом свидетельствуют и письменные источники, и сами подобные монеты, найденные нумизматами.
Присутствовавший на пышных коронационных торжествах (в феврале 1498 г.) внука Ивана III Дмитрия Ивановича Зигмунд Герберштейн описывал их таким образом: после коронации «великий князь дед удаляется в свое жилище, а Дмитрий в княжеской шапке и бармах отправляется из храма Пресвятой Девы, в сопровождении большой толпы бояр и их детей, в церковь Михаила Архангела, где в преддверии на помосте Георгий, сын великого князя Иоанна, трижды осыпает его золотыми деньгами (под деньгой разумей род монеты)».
Уже упоминавшийся ранее Маржерет пишет о венчании на царство Лжедмитрия I в июне 1605 г. так: при переходе из храма Богоматери в Архангельский собор «по пути бросали мелкие золотые монеты, стоимостью в пол-экю, в экю и некоторые в два экю, отчеканенные для этого случая…».
Ганс Георг Паерле обратил внимание на другие моменты той же самой коронации: «Когда великий князь переступил через порог, Мстиславский бросил народу из золотого сосуда, подле него стоявшего, несколько золотых монет, ценою в 1, 5, 10 и даже 20 червонцев, бросали их польским послам и их свите».
Обычай осыпать всех присутствующих при коронации особыми монетами подтверждает и Яков Рейтенфельс, живший в Москве в начале 1670-х гг.: при обряде венчания на царство бросают в толпу «множество золотых и серебряных монет, выбитых в память сего торжества». Некоторые из таких монет поступают в обращение, например, коронационные рубли 1883 и 1896 гг.
На Руси традиционно принят обычай награждения монетами, в самую первую очередь за воинские подвиги. В стародавние времена подобная награда была скорее всего лишь денежным вознаграждением, денежным подарком за геройский поступок, выполненный долг, а позднее была разработана особая система наград. Наиболее полную информацию о таких награждениях XVI — XVII вв. подобрал нумизмат И. Г. Спасский. Вот как выглядит этот обычай в глазах иностранца, шведского историка Петра Петрея (в России он последний раз был в 1611 г.), который опубликовал свою книгу об этом в 1620 г.: «…когда одержат победу, отразят, прогонят или истребят неприятеля, великий князь посылает каждому из них, особливо офицерам, золотые деньги, имеющие овальную форму и вылитые из хорошего золота, а нижним чинам серебряные и вызолоченные, в знак и в память того, что они храбро и богатырски держали себя с неприятелем, а когда придут домой, им выдается причитающееся жалованье».
Награждали на Руси даже иностранцев. К примеру, царь Михаил Федорович наградил англичанина Артура Астона, отличившегося при обороне Холмогор в 1613 г., послав ему «цепь золотую со своим изображением, соболей, 25 золотых денег».
Адам Олеарий, который побывал в нашей стране в 1630-х гг., видимо, также был заинтересован этим обычаем, поскольку отмечал в своих записках чеканку золотых для награждения за воинские подвиги.
Юрий Крижанич, еще один автор XVII в. пишет определеннее: «Здесь и в других странах воинам, сослужившим какую-нибудь службу, даются в подарок шубы, ткани, золото, серебро: золотая цепь, серебряный кубок, золотые копейки и другие жалованные деньги, чеканенные специально для этой цели».

_________________
Распродажа иностранных монет : Бельгия, Италия,Испания,Греция,Нидерланды и др Список старый, но многое есть .


Вернуться к началу
  Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: